Трансформизм


Жан-Батист Ламарк

Жан-Батист Ламарк

Известный французский ученый-естествоиспытатель Жан-Батист Ламарк являлся представителем философии трансформизма. Он не только пришел к эволюционной идее, но, пытаясь найти движущие силы эволюции, создал первую теорию эволюции. Именно ему принадлежит термин «биология». В 1809 году вышел его главный труд «Философия зоологии», где приводится множество доказательств изменяемости видов. Ламарк считал, что самые первые живые организмы на Земле возникли из неорганической природы, причем в древней жизни существовали только простые формы, а потом, в результате эволюции они дали начало более сложным.

По мнению Ламарка животные разделяются на 14 классов, и располагаются на 6 ступенях градации по степени усложнения их нервной и кровеносной системы (на нижней ступени стоят инфузории, на верхней — птицы и млекопитающие). Подобная теория постепенного усложнения, теория «градации», была основана на влиянии внешней среды на организмы и их ответной реакции на эти внешние воздействия, прямой приспособляемости организмов к среде.

Ламарк считал, что благодаря воздействиям различных факторов внешней среды происходит упражнение полезных органов, а органы, которые не упражняются, постепенно исчезают . Если  воздействие определенных условий происходит в течение длительного времени, то приобретенные признаки закрепляются и передаются по наследству. Стоит отметить, что по мнению Ламарка высшие животные приспосабливаются к внешним условиям благодаря своему стремлению к самосовершенствованию, которое заложено Творцом, в результате и  происходит их градация. А вот низшие животные и растения приспосабливаются в результате прямого воздействия на них внешней среды.

Т.е. если следовать теории Ламарка, то движущими силами эволюционного процесса являются:

  • влияние среды, которое приводит к упражнению или не упражнению органов;
  • стремление к самосовершенствованию;
  • передача по наследству приобретенных признаков.
Пример приспособленности

Пример приспособленности

Неоспоримое достижение Ж. Б. Ламарка в том, что он создал эволюционное учение и потался найти движущие силы, которые привели к
образованию современных видов и их приспособленности. Но данная теория принята не была. Многие не признавали то, что градация происходит под влиянием стремления к самосовершенствованию; приспособленность является результатом целесообразных изменений в ответ на воздействия среды; наследование приобретенных признаков не подтверждается многочисленными наблюдениями и экспериментами. К примеру, Август Вейсман (немецкий зоолог) на протяжении 20 поколений мышей отрезал им хвосты. Согласно теории Ламарка неупотребление хвостов должно было привести к их укорачиванию, в действительности, хвосты 21-го поколения оказывались такой же длины, как и первого. С точки зрения Ламарка также невозможно объяснить возникновение окраски скорлупы или формы птичьих яиц, которая носит приспособительный характер, либо появление раковин у моллюсков, т.к. идея Ламарка о роли упражнения или неупражнения органов здесь не подходит.

Примерные экзаменационные вопросы по теме «Эволюционное учение».

Перейти к оглавлению.


You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply